Содержание

  1. Виды освещения
  2. Правила и нормы
  3. Пошел светодизайн
  4. Естественный свет
  5. Искусственное освещение
  6. А о тепле? Не запамятовали!
  7. Видео: кинофильм об основах светодизайна

Освещение жилья – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры 1-ая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилища как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, поправить ошибки будет очень трудно, а то и совсем нереально.Как сделать кровать своими руками

Но «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортабельным, демонстрировать вид помещения и выражать особенность его обладателя. Соответственно дизайн освещения состоит из 3-х вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, либо просто освещение или светодизайн. Он делает физиологически обоснованный фон, на котором размещается все другое. По аналогии со строительством это несущая конструкция либо, поточнее, зал с подмостками и акустикой, в каком с схожим фуррором могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет миропонимание его жителей. Световая архитектура бывает наружняя и внутренняя, интерьерная. Некие стили интерьера, к примеру модерн и хайтек, без соответственного освещения вообщем нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, в конце концов, светодизайн в интерьере, либо светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает особенность обладателя. В отличие от 2-ух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно поменять и перемещать.

Такое разделение совсем не мнимо, оно появляется самым естественным образом. Посмотрите на набросок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.
Настоящий дизайн-проект освещения содержит в себе все три компонента, но обрисовать их в одной статье нереально, потому в истинной пойдет речь о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто при необходимости, когда без их нереально решить общую задачку освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По иным общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по способности бестеневым, заливающим. Наши древние инстинкты лицезреют в глубочайшей тени опасность, что делает психический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии достигают полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, потому главное требование к нему – подходящий диапазон, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но нацелено уже не на предмет, а на глаз: необходимы лучшая яркость и диапазон в физиологических границах восприятия.
  4. К декоративному свету (к примеру, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредоносно оказывать влияние на здоровье.Дизайн освещения в квартире

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взоре снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно положительно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, потому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим характеристикам ГОСТ Р 54943—2012 4 и СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старенькых построек, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Главные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; кабинета для работы – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; кабинета для работы – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для других помещений UGR=0.Дизайн освещения в квартире

Примечания:

  1. Все значения – мало допустимые. Облачным осенним деньком под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не страшиться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Поглядим, начиная с КЕО, он проще. Чтоб взяться за UGR, придется мало разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, просто говоря – толика естественного света, поступающего в помещение. Если, например, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как найти КЕО?

В домашних критериях КЕО достаточно легко определяется фотокамерой, если она не совершенно уж мыльница:

  • Берем белоснежный лист бумаги (не пластика либо пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона либо на землю под окном, ставим камеру на ценность диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные камеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR рассчитывается по формуле из интернационального эталона EN 12464-1. В его базе – так именуемая твердость света, которую в нормативных документах почему-либо именуют блёсткостью (и кто только такую чушь придумал, когда в российском есть обычное и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, либо как?) Очень броский свет может быть мягеньким и подходящим для зрения, а мерклый жесткий – раздражать и портить его.

Твердость света определяется 3-мя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и диапазоном. Поток света состоит из множества простых частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся сразу и квантами электрического излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электронного и магнитного векторов. Меняется UGR в границах от 0 до 100.

Поляризация

Дизайн освещения в квартиреСтепень поляризации указывает, у какой толики фотонов направления векторов поля совпадают. У облачного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягеньким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света наращивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, смотря через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость приметно не изменяется, свет считается комфортабельным, и по пропаданию или ослаблению можно сходу узреть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности указывает, у какой толики квантов света совпадают их фазы. Твердость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в каком степень когерентности превосходит 50%. Конкретно из-за достаточно высочайшей когерентности света фото со вспышкой выходят мертвенными. Найти длину цуга когерентности в домашних критериях нереально, но при обыкновенном освещении отсутствие приметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Диапазон

Глаз просто приспосабливается к действенной цветовой температуре освещения: если в ясный денек она у солнечного света равна 5700 К, то в облачный – 6300 К, а на закате падает до приблизительно 2000 К. Но диапазон Солнца – термический, гладкий (на рис. слева), потому для зрения лучшим образом подходят термические источники света: лампы накаливания обыденные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К огорчению, они неэкономичны, потому современное освещение жилища все почаще строится на использовании ламп люминесцентных.Дизайн освещения в квартире

Люминесцентный диапазон (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть приметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, визуально при искусственном освещении кажутся темнее, что делает дисгармонию. Не считая того, получение псевдобелого света просит некого роста интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не прекрасно.

Все же, ученые с инженерами безустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, фактически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо найти, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такая:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось менее чем в 2,5 раза, свет комфортабельный. Мощность проверяемой лампочки может быть в границах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи миниатюризируется еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа плохая «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.Дизайн освещения в квартире

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных осветительных приборов при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совсем не подходят не только лишь по поляризации с когерентностью, да и по диапазону: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело здесь не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся темными.

Основная вредность островного диапазона – высочайшая концентрация энергии в пиках огибающей, нужная для сотворения подходящей общей яркости белоснежного. Пики энергии перегружают зрительные детекторы глаза, что портит зрение и здоровье вообщем. По аналогии: удар по голове подушкой разве что приведет в ярость, а кирпичом можно и укокошить.

Потому главные области внедрения светодиодов в освещении жилища – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, при этом очень лучше световые ленты располагать за карнизами, чтоб хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превосходить 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень подходящий для зрения термический диапазон, далековато выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Потому их при освещении рабочей зоны нужно прятать за козырек либо утапливать в мебель, а для общего освещения использовать осветительные приборы с матовыми колпачками или диффузное переотражение света, направляя его на белоснежный потолок либо на стенки.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Потом к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения очень броского света также вредоносен. Привязка делается для определения нужной мощности источников света.

Потом по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных устройств, их технические характеристки. При всем этом часто приходится дорабатывать макет.

Последующий шаг – размещение осветительных приборов, а по его результату разрабатывается электронная схема освещения квартиры. И только после чего свет «вклеивается» в строительный проект, что снова может востребовать различного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к свету: европейский и южноамериканский.

  1. База евро – люстра как объединяющий людей элемент, то самое комфортное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Южноамериканская концепция – экономно-индивидуальная, в ее базе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в собственный угол со стаканом виски, и чтоб счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое практически бестеневое освещение, а плафон либо разбросанные по потолку галогенки заместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с персональными выключателями. Неувязка огромного количества проводов при всем этом решается обшивкой стенок и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее свету покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: другой личный взор на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло либо отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать очень жестким. Не считая того, свет из окна не должен быть и очень резким, чрезвычайно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные либо ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что давно употребляется для оптимизации естественного освещения.Дизайн освещения в квартире

В наше время есть средство, позволяющее, не считая того, навести свет куда необходимо, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища размещены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают твердость света до применимой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в подходящем направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и навести в черный угол. В продаже уже можно повстречать «умные» жалюзи, автоматом поддерживающие лучший режим освещения комнаты, да и для самодельщиков, знакомых с электроникой, здесь большущее поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно держать в голове последующее:

  • Свет и цвет дают место, если они согласованы по диапазону: подсветка голубым красноватого даст только провал.
  • Плоскости видимо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна необходимо освещать умеренно, а черные – по зонам.
  • Зоны освещаются умеренно.
  • Рабочий свет должен быть белоснежным.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белоснежный, а для белоснежных вероятен цветной.
  • Глубочайшие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Дизайн освещения в квартиреГалогенные лампы делают солидное бестеневое освещение при маленький потребляемой мощности, т.к. умеренно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, потому в жилых комнатах галогенки необходимо лишать «точечности», как описано выше. В маленьких комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно использовать безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, испытанную на качество света. Чтоб найти общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет способности пользоваться люксметром либо дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же камера: ставим ее в режим S (ценность выдержки), и замеряем экспозицию по белоснежному листу. Значению приблизительно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с наибольшей «дыркой» 4. Застыл отдал выдержку 4 с. Освещенность – менее (1/4)х100=25 лк. Для сотворения общей освещенности в 150 лк необходимо более 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только лишь качествами их света, да и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения всех помещений среднего размера.Дизайн освещения в квартире

Кардиоиду дает одна лампа либо их группа в плафоне. Если пробирки ламп размещены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально пробирками вниз, ДН растянется в стороны. 1-ое желательно для комнат с черной мебелью; 2-ое – для светлых.

Восьмерка выходит из кардиоиды, если осветительный прибор оснащен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения огромных площадей либо комнат с высочайшими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и поглубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Употребляются для местного, рабочего и зонального освещения. Осветительные приборы с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют успешно решить делему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно ввысь либо вниз, глядя по расположению лампы: пробиркой ввысь либо вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН ввысь; в европейской – ухом вниз и наименьшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важное достоинство: в границах светового пятна освещенность на теоретическом уровне совершенно, а фактически практически равномерна. Достигнуть КК ДН на техническом уровне трудно, но практически такую дает настольная лампа с лампочкой пробиркой ввысь и огромным полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Лицезрели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые осветительные приборы годятся для огромных публичных помещений с высочайшими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда лучший по яркости свет оказывается неприемлимо жестким.

Размещение осветительных приборов

Размещение осветительных приборов разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для всех вкусов и потребностей нереально. Общее только одно – евроосвещение. Южноамериканский свет нигде, не считая очень утилитарных США, не прижился, и в пуританской Великобритании тоже.Дизайн освещения в квартире

Гостиная

Освещение гостиной основывается на люстре в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для огромных, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не растрачивая излишней мощности осветить стенки и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще больше экономичного бестеневого фона можно достигнуть галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

Дизайн освещения в квартиреСпальня – единственная комната, где не только лишь допустима, да и рекомендуема светодиодная подсветка потолка: изменяя ее цвет, можно поменять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых либо чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны довольно освещения бра либо торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный осветительный прибор необходимо сдвинуть в центр зоны бодрствования. Прекрасно подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет поменять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни отлично дополняет светодиодная засветка окна. Ленты располагают по периметру оконного проема так, чтоб они светили повдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в таковой спальне можно при открытом окне вытворять неописуемое, а соглядатаи ничего, не считая, может быть, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским очам жесткий свет лупит в особенности очень, потому на потолке нужен матовый плафон либо галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения детской показаны на рисунке; справа – формально верный, а психологически неприемлемый. Портят все черные декоративные карнизы-облака. Кому комфортно всегда жить под грозовым небом? Уж точно не детям.Дизайн освещения в квартире

Кухня

Дизайн освещения в квартиреДля освещения кухни оптимальны галогенки. Тени под мебелью тут не оказываются на виду, а галогенки не только лишь меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), да и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе очень греются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример успешного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть сначала равномерным: прихожая – лицо дома, а, прошу прощения, солидные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономичная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белоснежного матового потолка, слева на рис., полностью оправдана: в прихожей навечно не задерживаются, но пойдут и самые обыденные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым вам, может быть, принципно важен, может появиться подсознательное воспоминание, что он пришел не к многообещающему подчиненному либо возможному партнеру, а в замок Дракулы.Дизайн освещения в квартире

Ванная

Среднее освещение ванной и туалета – ровненькое, мягкое, фактически бестеневое, как на рис. слева. Глубочайшие тени, блики, пятна, как на 2-ух рис. справа, и порам кожи не дадут как надо раскрыться при помывке, и перистальтику кишечного тракта сделают вялой. Решается это, обычно, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, отлично отражающими материалами.
В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной днями не полыхает, так что экономия не принципиальна, но бликующих поверхностей более чем довольно. Не считая того, у экономок, упрятанных во гидрозащищенные осветительные приборы, от перегрева стремительно выходит из строя электроника.Дизайн освещения в квартире

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (2-ая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут рассмотреть маленькие недочеты наружности, которые позже будут приметны окружающим.

Квартира-студия

Дизайн освещения в квартиреОсвещение квартиры-студии строится из принципа содействия разделению. Успешный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В купе с направленным потоком света из окна таковой общий свет делает действенными любые другие методы разделения помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков на техническом уровне сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения осветительных приборов и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что все-таки касается его как такого, то натяжные потолки как раз и выдумали ради полного светового самовыражения (см. рис), потому методы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.Дизайн освещения в квартире
Но один совет дать все таки необходимо: предусмотрите на случай выключения красы несказанной в межпотолочном пространстве слабую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. По другому отблескивающий потолок может попортить умиротворяющий комфорт комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не запамятовали!

Даже самые экономичные лампочки-экономки выделяют достаточно много тепла. Установка осветительных приборов необходимо вести с учетом этого происшествия. К осветительным устройствам прилагаются аннотации (либо их можно отыскать по фирменному обозначению), в каких указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стенок и т.п.

Этих указаний необходимо придерживаться, но для экономок есть аспект: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети понятно, а потребляемый ток указывается на цоколе.Дизайн освещения в квартире

Дело в том, что электросхема экономки имеет достаточно огромную реактивность, а обозначение мощности на упаковке указывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает.

Некое время после включения тепла экономка выделит больше, а позже будет выделять меньше. Стремительно сгорающие экономки – итог их помещения в глухие тесноватые плафоны, потому дайте неплохим в общем-то лампочкам дышать свободно.

Видео: кинофильм об основах светодизайна

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *